17 Августа 2015

elektronniy-chek.jpgСо следующего года практически все организации и предприниматели будут передавать фискальные данные, то есть все сведения из памяти кассового аппарата, в налоговые органы. Делать это нужно будет в электронном виде через операторов фискальных данных. Оператором фискальных данных может быть только организация, получившая специальное разрешение. Периодичность и порядок передачи данных установит ФНС.

Передавать данные будет фискальный накопитель, встроенный в устройство для печати чеков. Таким образом, сами данные и процесс их передачи зашифрованы и защищены криптографически.

Все организации и предприниматели, обязанные выдавать чеки или бланки строгой отчетности, должны обеспечить возможность их электронной отправки покупателям, если последние предоставят свой электронный адрес. Чек или бланк строгой отчетности, самостоятельно распечатанный покупателем, будет приравниваться к оригиналу, если данные о нем есть в базе оператора. В случае интернет-торговли продавец обязан отправить покупателю электронный чек, если тот оплачивает товар через интернет. Выдавать в этой ситуации бумажный чек уже не обязательно.

Все эти новшества предусмотрены законопроектом о внесении изменений в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении ККТ…», который подготовил Минфин. Помимо этого законопроект изменяет круг, освобожденных от обязанности применять ККТ. В частности, из этого списка исключены плательщики ЕНВД и предприниматели на патенте. В соответствии с пунктом 2.1. статьи 2 Закона в действующей в настоящее время редакции  организации и предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы в виде единого налога на вмененный доход и патентную систему налогообложения освобождены от обязанности по использования контрольно-кассовой техники. Между тем, в соответствии с предлагаемой редакцией статьи 2 законопроекта указанные субъекты предпринимательской  деятельности с 1 января 2016 года лишаются соответствующих льгот.

На стадии обсуждения и внесения изменений в законопроект рядом инициативных лиц на это было обращено особое внимание. Однако никаких изменений не последовало.

Позиция разработчиков данного нормативно-правового акта такова: введение обязанности лиц, применяющих ЕНВД или патентную систему налогообложения, применять ККТ, связано с тем, что из-за непредставления данными лицами налоговых деклараций и неприменения ККТ, налоговые органы лишены возможности осуществлять контроль установленных в отношении таких предпринимателей ограничений по доходам в размере 60 млн. рублей, как в части проведения камеральных налоговых проверок, так и проверок соблюдения законодательства о применении ККТ. 

При этом, по мнению разработчиков, осуществление выездной налоговой проверки индивидуального предпринимателя, применяющего патентную систему налогообложения, в целях контроля за таким ограничением крайне неэффективно. Налогоплательщики единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности для применения указанного специального налогового режима должны соответствовать определенным критериям. Налоговые органы, выявляя нарушение этих критериев (например, устанавливая факта искусственного уменьшения показателей финансово-хозяйственной деятельности, так называемое «дробление бизнеса», а также несоответствие фактически используемой налогоплательщиком площади), лишены возможности получения объективной информации о выручке налогоплательщика, так как последние освобождены от применения ККТ и используют упрощенную систему ведения кассовых операций в наличной форме.

Таким образом, принятие закона в предлагаемой редакции, окажет негативное влияние на субъекты малого бизнеса, освобожденные в настоящее время от использования контрольно-кассовой техники. Принятие закона приведет к значительному росту затрат налогоплательщиков. Кроме того, предлагаемые в законопроекте меры не будут способствовать достижению таких целей, как контроль за выручкой налогоплательщика и борьба с «теневым» оборотом наличных денежных средств по причинам, указанным выше.

Как показывает практика, подавляющее большинство нарушений законодательства о применении контрольно-кассовой техники связано с неприменением ККТ в случаях, когда ее применение является обязательным. Нововведения, предполагающие  замену контрольно-кассовой техники, на новую, снабженную современными фискальными накопителями, осуществление передачи фискальных данных в налоговые органы в автоматическом режиме, в том числе при посредничестве оператора фискальных данных, указанной проблемы не решают. 

Добросовестные налогоплательщики надлежащим образом используют в установленных в законодательстве случаях контрольно-кассовую технику и осуществляют своевременный учет выручки независимо от вида используемой контрольно-кассовой техники и способа предоставления информации о выручке в налоговые органы. 

Таким же образом предлагаемые в законопроекте меры (за исключением увеличение административных штрафов за неприменение контрольно-кассовой техники) не будут стимулировать недобросовестных налогоплательщиков применять ККТ в установленных законом случаях.

В новой версии законопроекта изменены и условия начисления штрафов за неприменения кассовой техники. Его размер будет установлен до полного размера не учтённых платежей. Предусмотрены и штрафы за пользование старыми кассами, а так же за отказ предоставить покупателю электронный чек. 

В настоящий момент проект закона находится уже на стадии экспертизы.




1С:Бухгалтерия 8

← все новости